Содержание закона о кадастровом учете земельных участков

Содержание закона о кадастровом учете земельных участков

Действующее законодательство устанавливает, что для проведения каких-либо сделок с земельными участками предварительно нужно в обязательном порядке ставить их на государственный кадастровый учет.

Различные нормативные акты достаточно подробно регулируют необходимость оформления территорий, а также порядок получения всей необходимой документации, которая может в дальнейшем потребоваться при проведении различных операций.

В частности, стоит разобраться в том, на что указывает федеральный закон о кадастровом учете земельных участков.

Нововведения в правилах

Власти продолжают вносить различные корректировки в действующее законодательство, главной целью которых является упорядочение отношений, присутствующих в действующей земельной сфере. Чиновники стараются минимизировать количество участков, не оформленных на государственный учет, что в конечном итоге должно будет положительно отразиться на поступлении налогов со стороны граждан и юридических лиц.

Помимо этого, планируется также обеспечить более эффективную фиксацию существующих границ земельных участков за счет внесения соответствующих корректировок в действующий государственный кадастр.

Начиная с 1 января 2022 года, будет действовать запрет на какое-либо распоряжение земельными участками, если по данной территории не была проведена процедура определения месторасположения границ. Собственники земельных участков, которые не будут своевременно проводить процедуру межевания земельных участков, потеряют возможность заниматься дарением или продажей своих участков.

Наличие у человека права собственности никоим образом не скажется на действии данной нормы, и проводить межевание должны будут даже владельцы тех участков, которыми территория не была поставлена на учет до 2022 года, то есть, когда эта процедура в принципе еще была необязательной.

После того, как будет проведена стандартная процедура межевания, владельцу земельного участка будет предоставлена соответствующая кадастровая выписка. На данный момент эксперты говорят о том, что более 50% участков, зарегистрированных на кадастровый учет, по сегодняшний день не имеют уточненных границ, и в частности, данная ситуация связана с тем, что была введена упрощенная процедура регистрации.

Механизм «дачной амнистии» изначально разрабатывался для того, чтобы упростить процедуру регистрации земельных участков. В частности, амнистией смогли воспользоваться те граждане, которые не имели ранее полного пакета необходимой документации.

Скачать ФЗ №93 О дачной амнистии

Детали, указанные в законе о кадастровом учете земельных участков

Новый Федеральный закон №221-ФЗ включает в себя достаточно большое количество норм, в связи с чем стоит ознакомиться с ключевыми его особенностями для того, чтобы принять во внимание основные нюансы.

Общие положения

Федеральным законом регулируются отношения, связанные с ведением государственного кадастра недвижимого имущества и соответствующей деятельности. Государственный кадастр представляет собой систематизированный перечень информации о различном недвижимом имуществе, которое было зарегистрировано в соответствии с установленными правилами, а также данных о прохождении Государственной границы России.

Государственным учетом недвижимости признаются действия уполномоченных сотрудников соответствующего органа по внесению всей необходимой информации о различной недвижимости, которой подтверждается существование этих объектов с различными характеристиками, через которые можно будет определить такие объекты как индивидуально-определенную вещь или же подтвердить факт того, что указанный объект перестал существовать.

Кадастровая деятельность представляет собой выполнение различных действий по отношению к определенной недвижимости в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством, результатом которых является подготовка документации, в которой содержится вся необходимая информация для ведения кадастрового учета.

В соответствии с Федеральным законом ведется кадастровый учет земельных участков и любой недвижимости. которая на них находится, но при этом его положения не будут использоваться по отношению к участкам недр, морских и воздушных судов и других аналогичных комплексов.

Ведение госнедвижимости

Кадастровый учет и ведение соответствующего реестра недвижимости осуществляется специализированным органом исполнительной власти, который получает соответствующие полномочия в соответствии с Конституцией и конституционным законом №2-ФКЗ, опубликованным 17 декабря 2022 года.

Полномочия, прописанные в данном Федеральном законе, предусматривают возможность их передачи подведомственным государственным учреждениям.

Для того, чтобы обеспечить реализацию правил, установленных действующим законодательством, государственные учреждения будут считаться органами кадастрового учета, причем указанные положения будут использоваться по отношению к указанным учреждениям, так как существо соответствующих правоотношений не предусматривает каких-либо противоречащих этому норм.

Прием заявлений о кадастровом учете и всевозможных запросов о предоставлении информации осуществляется при необходимости не только через территориальное отделение соответствующего органа, но и через многофункциональные центры.

Порядок, в соответствии с которым осуществляется передача полученных заявлений многофункциональным центром, устанавливается в соответствии с тем, который был установлен Правительством России в соглашении о взаимодействии.

Обжалование решения

Если было вынесено решение об отказе в регистрации определенной недвижимости на кадастровый учет, ее собственник имеет полное право на то, чтобы обжаловать данное решение в судебном порядке.

Данная процедура может быть проведена как непосредственно самим заинтересованным лицом, так и его законным представителем или же уполномоченным кадастровым инженером, в обязанности которого входило оформление межевого и технического планов, а также другой документации, предоставленной для ведения кадастрового учета.

Случаи отказа и исправления

Отказ в проведении кадастрового учета может осуществляться только в соответствии с теми правилами, которые устанавливаются данной статьей.

Орган кадастрового учета может принять решение об отказе в удовлетворении поданного заявления о постановлении территории на учет в том случае, если:

  • имущество, которое должно быть зарегистрировано, не относится к категории недвижимости;
  • недвижимость, о кадастровом учете которого было подано прошение, формируется из определенного объекта или же нескольких объектов недвижимости, раздел или выдел доли в натуре которых не предусматривается в соответствии с требованиями, прописанными федеральным законодательством;
  • объект недвижимости сформирован из объекта недвижимости, данные о котором были временно внесены в кадастровый реестр;
  • у обратившегося лица нет полномочий на подачу такого заявления;
  • истек срок приостановления кадастрового учета, и при этом не были устранены обстоятельства, из-за которых было принято решение о приостановлении;
  • межевой план и другие документы оформлены с противоречиями действующему законодательству;
  • на момент подачи заявления перестала действовать схема расположения земельного участка.

Что входит в перечень ошибок

В перечень кадастровых ошибок можно занести технические ошибки в введенной информации или кадастровые ошибки в указанных сведениях.

Если кадастровая ошибка была внесена в государственный реестр на основании документации, которая была предоставлена заявителем для ведения кадастрового учета, то в таком случае в соответствии с нормами, указанными в статье 28 Закона о кадастре, ее нужно будет устранять в том порядке, который определяется для учета изменений соответствующей недвижимости.

Если же кадастровая ошибка появилась в реестре из-за документов, поступивших в орган в порядке информационного взаимодействия, решать ее будут в соответствующем порядке.

Последствия для владельцев

Отсутствие межевания в конечном итоге может привести к тому, что человека лишат права собственности на указанное имущество, потому что в судебной инстанции просто признают данную недвижимость ничейной. В такой ситуации в дальнейшем уже распоряжаться земельным участком будут территориальные органы власти.

Помимо этого, должна будет повторно проводиться процедура оценки участков, на основании которой будет осуществляться расчет суммы налога.

Федеральный закон от 13 июля 2022 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 14 июля 2022 г., в «Российской газете» от 17 июля 2022 г. N 156, в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 июля 2022 г. N 29 (часть I) ст. 4344

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 480-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2022 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 299-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 286-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 августа 2022 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 августа 2022 г.

Федеральный закон от 26 июля 2022 г. N 254-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2022 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 января 2022 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 238-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2022 г.

Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 июля 2022 г.

Федеральный закон от 27 июня 2019 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 июня 2022 г.

Федеральный закон от 27 июня 2019 г. N 151-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 июня 2022 г.

Федеральный закон от 17 июня 2019 г. N 150-ФЗ

Изменения вступают в силу с 16 сентября 2022 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 76-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2022 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 538-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2022 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 478-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 338-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 308-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 августа 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2018 г. N 175-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2018 г.

Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2018 г.

Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. N 60-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 апреля 2022 г.

Федеральный закон от 28 февраля 2018 г. N 36-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 февраля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 507-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 506-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 486-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2018 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2017 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 ноября 2022 г., за исключением изменений, внесенных пунктом 2, подпунктом «б» пункта 3 статьи 5 названного Федерального закона, вступающих в силу с 1 июля 2022 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 247-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 222-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2022 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2022 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу 1 января 2017 г.

, за исключением подпунктов «а», «б» пункта 11, подпункта «а» пункта 16, подпункта «б» пункта 18 статьи 27 изменений, вступающих в силу со 2 января 2022 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 315-ФЗ

Изменения вступают в силу 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 304-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 351-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 172-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 431-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.

Новый порядок согласования границ и оформления участка с 16.09.2019 года

С 16.09.2019 официально вступает в силу 150-ФЗ от 17.06.2019, который предусматривает новый порядок комплексных кадастровых работ для согласования границ земельных участков СНТ, территорий общего пользования и прочих участков, находящихся в собственности граждан, юридических лиц или государства. Какие изменения ждут собственников земли с 16 сентября, как надо поступить, чтобы узаконить и оформить излишки земли в собственность в 2022 — 2022 годах рассмотрим более подробно.

Как делаются комплексные кадастровые работы

Так как 150-фз вносит изменения в порядок комплексных кадастровых работ, уточним, что это за работы и кто их проводит.
Согласно закону о кадастровой деятельности, комплексные кадастровые работы проводятся на территории целого квартала с целью приведения сведений о землях и строениях к актуальности
. Проведение комплексных кадастровых работ в обязательном порядке включает в себя межевание всех участков в квартале. Эти работы происходят за счет госбюджета и по инициативе местных органов власти. Граждане оповещаются заранее о проведении таких работ.

С 16 сентября кадастровые работы будут проводиться по упрощенной схеме

Что поменялось с принятием 150-ФЗ? Владимир Путин, подписав закон, внес изменения сразу в два основных законодательных акта о кадастре: 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и 221-ФЗ «О кадастровой деятельности». Изменения касаются порядка проведения комплексных кадастровых работ и оформления излишков земли в собственность:

  1. Изменился порядок проведения комплексных кадастровых работ: ранее необходимым условием для проведения комплексных кадастровых работ было наличие проекта межевания территории. С введением нового закона – если проект межевания отсутствует, то кадастровые инженеры могут использовать технические паспорта, оценочную и иную документацию, которую готовили ранее органы БТИ. Таким образом порядок организации кадастровых работ упростился.
  2. Учтены интересы собственников земельных участков, попадающих на территорию комплексных кадастровых работ: кадастровый инженер при выполнении своих обязанностей предоставляет собственнику земельного участка, на котором необходимо провести измерения, муниципальный контракт на комплексные работы и документы, удостоверяющие личность.
  3. Новый закон увеличил сроки регистрации карты-плана территории в Росреестре с 5 дней до 15.
  4. Основные изменения, которые коснулись десятипроцентной прирезки земельного участка к уже существующему. На этом пункте остановимся подробнее.

Новый закон о 10 процентах площади земельного участка – оформляем излишки земли

С принятием 150 -ФЗ возникает искусственный ажиотаж вокруг бесплатного межевания земельного участка и присоединения дополнительной площади в размере 10 процентов. Дело в том, что 150-ФЗ действительно говорит о том, что если ваш земельный участок имеет площадь по факту больше чем площадь, зарегистрированную в ЕГРН и при ходе выполнения комплексных кадастровых работ это обнаружилось – тогда, соответственно кадастровый инженер – исполнитель комплекса работ, подает в Росреестр сведения о вашем участке с новыми координатами. Но все это происходит только в том случае, если участок подпадает под комплексные кадастровые работы. Если же кадастровые работы не проводятся, тогда осуществить увеличение площади земельного участка возможно за счет так называемой прирезки.
Эта возможность существовала и ранее, до принятия 150-ФЗ, она закреплена пунктом 3, статьи 42.8 221-ФЗ:

Допустимые параметры увеличения (уменьшения) площади земельного участка, которые учитываются при уточнении границ:

  • участок не должен быть меньше чем на 10 процентов, от площади, указанной в ЕГРН;
  • допускается изменение площади участка в большую сторону, но без превышений размеров:

а) на предельно минимальную площадь, установленную местными властями;
б) если не установлен минимальный размер участка- то не более 10 процентов от площади земельного участка, указанной в ЕГРН.

Как увеличить земельный участок за счет прилегающей территории в 2022 году и оформить излишки земли за счет прирезки более подробно мы описывали в статьях: «Прирезка земельного участка в 2022 году» и «Перераспределение земельных участков».

Новый закон 150-ФЗ от 17.06.2019 говорит не только о возможности увеличить площадь участка, но и о том, что новые границы, установленные при проведении комплексных кадастровых работ, могут быть уменьшены. Это происходит тогда, когда в Росреестре есть сведения о вашем участке, которые не совпадают с фактическими данными (идет наложение границ на другой участок и др.). Когда несовпадения незначительные (до 10% от общей площади участка), тогда по закону в ЕГРН вносятся сведения, согласно новой изготовленной документации о комплексных кадастровых работах, при этом мнение собственника никто не спрашивает. Однако, когда несовпадения будут более чем 10 процентов, тогда новые границы обязательно необходимо согласовать с собственником и акт согласования вместе с пакетом документов отдать в Росреестр. Если такого акта нет – тогда Росреестр приостанавливает рассмотрение документации.
Приятная новость, что в соответствии с новым законом при проведении кадастровых работ можно совершенно бесплатно не только увеличить свой земельный участок, но и стать обладателем отмежеванного участка
. О том, как это сделать читайте в статье: «Межевание земельных участков в 2022 году бесплатно».
Таким образом, с сентября 2022 года Владимир Путин официально разрешил россиянам бесплатно оформить излишки земли (до 10 % от общей площади земельного участка) в собственность, на территории, где проводятся комплексные кадастровые работы. Осталось только выяснить где и когда эти комплексные кадастровые работы будут проводиться и кто станет счастливым обладателем бесплатного оформления.
О том какие еще существенные изменения произошли в земельном законодательстве читайте в статье: «Продление дачной амнистии до 1 марта 2022, новый закон 267-ФЗ от 02.08.2019».

Новые изменения в законе о земельных участках 2022 года

Настоящей неожиданностью для многих землевладельцев стали новые изменения, внесенные в закон о земельных участках в 2022 году. Поправки кардинально изменили порядок пользования территорией для отдельных граждан и установили некоторые ограничения.

Согласно новому порядку, граждане, владеющие земельным наделом и еще не поставившие его на учет в Госкадастре, должны будут пройти обязательную регистрацию в ЕГРН (Единый государственный реестр налогоплательщиков) и получить соответствующие документы. Наша статья посвящена тому, какие еще изменения были внесены в законодательный акт и какие последствия они могут иметь для владельцев земельных участков.

Нововведения, коснувшиеся порядка постановки наделов на госучет

У людей, владеющих земельным участком, после принятия последних оправок возникла реальная опасность лишиться своего владения. Территория, которая не была поставлена на кадастровый учет или поставлена не менее пяти лет назад, должна будет пройти официальную регистрацию в новой базе данных ЕГРН. Если владелец имущества этого требования не исполнит, земля перейдет в распоряжение муниципалитета.

В дальнейшем разрешить ситуацию и вернуть назад участок будет затруднительно и возможно лишь через суд. Важным моментом также является тот факт, что если надел был поставлен на учет до 2022 года, то значиться в Госкадастре он не будет. Существенно пострадать в такой ситуации могут дачники, которые еще не успели выполнить регистрацию.

При рассмотрении конкретного дела суд может решить, что земля не имеет владельца и передать ее муниципалитету. Владелец территории может даже не узнать, что имущество больше ему не принадлежит. Даже наличие построек и сооружений любого типа не сможет защитить владельца от изъятия территории. Лишившись своих полномочий, гражданин не сможет продать, подарить или передать по наследству земельный массив.

Основная сложность процедуры постановки на учет имущества заключается в том, что придется не только подавать официальное заявление в Госкадастр на регистрацию, но и обращаться к геодезистам и проводить межевание. Само по себе мероприятие считается достаточно дорогостоящей и длительной процедурой.

Изменения, коснувшиеся кадастровой оценки недвижимого имущества

Наибольшую путаницу вызывает на сегодняшний день такая процедура, как кадастровая оценка. Новые положения закона, начавшие действовать с 1 января 2022 года, определили новый порядок выполнения проведения оценки. Сегодня мероприятие организовывают и проводят исключительно госучреждения, в то время как раньше этим занимались и независимые оценщики, имеющие официальное разрешение на работу.

Кадастровая оценка будет выполняться единообразно для каждого региона и объекта, без учета особых нюансов и индивидуальных факторов, поэтому такое решение может иметь негативные последствия и, прежде всего, повышение размеров земельного налога. Кроме того, люди не смогут обратиться к другим специалистам и заказать независимую оценку.

Порядок действий, если в документации не прописано право распоряжаться наделом

Обязательным условием по новому закону является наличие документального подтверждения прав собственности на земельный участок, который был приобретен или получен до 2022 года. Полная информация должна быть указана в специальном акте или в любом другом документе, удостоверяющем право собственности человека.

Если такие бумаги отсутствуют, то определить полномочия гражданина в отношении надела не представляется возможным, и необходимо будет выполнить проверку таких документов:

  1. Предполагаемый собственник обязан представить акт о передаче ему имущества от лица муниципального образования или госоргана.
  2. Подается выписка из похозяйственной книги, которая оформляется, когда земля используется для организации ЛПХ.
  3. Человек может представить любой другой документ, подтверждающий его право владения землей.

Если документов достаточно, то право на землю регистрируется в установленном порядке.

Новый порядок регистрации земли при получении дома в порядке наследования

Начиная с текущего года, переход права собственности на землю при наследовании жилья предполагает проведение регистрации земельного участка, на котором размещена постройка.

Важным изменением стало то, что для регистрации права собственности на дом раньше надо было предоставлять:

  • бумаги, удостоверяющие факт наследования имущества, с указанием права наследодателя на распоряжение жилым помещением;
  • любой документ, который подтверждает право гражданина на владение постройкой и земельным участком, где дом расположен.

Такие документы могут потребоваться в том случае, если ранее никаких регистрационных процедур не выполнялось и объект, а также земельный надел уже были внесены в электронную базу. В остальных ситуациях документы больше предоставлять не нужно.

Заключение

Поправки, внесенные в закон о земельных участках, стали причиной ускоренного темпа регистрации земельных участков гражданами. Согласно новым правилам, надел может быть изъят, если земля не поставлена своевременно на кадастровый учет и не имеет четко установленных границ. Кроме этого существенного изменения, некоторые поправки коснулись порядка проведения кадастровой оценки и регистрации прав собственности на имущество.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: