Какие существуют особенности перепланировки в РФ

Какие существуют особенности перепланировки в РФ

Желание сделать свое жилье более комфортным для проживания присутствует у каждого человека. Мало россиян, которые хотя бы один раз не задумывались о проведении перепланировки в своей квартире. Некоторые даже воплотили свои планы в жизнь. Однако, насколько законными являются подобные действия без получения специального разрешения и какими законодательными нормами она регулируется, известно не каждому.

Основной документ, который регламентирует проведение переустройства жилого помещения – это Жилищный кодекс, в котором данной теме посвящена 4 глава. Среди других нормативных документов: ГК РФ, постановление правительства России, КоАП и т.д.

По закону не каждое переустройство требует получения разрешения, например, допускается проведение косметического ремонта без предварительного согласования.

Однако, если в ходе ремонтных работ предполагается изменений границ комнат и вспомогательных помещений, перенос отопительных систем и инженерного оборудования и т.д., без получения разрешения не обойтись.

Связано это с тем, что в противном случае владелец квартиры может столкнуться со штрафными санкциями. В серьезных случаях, когда сделанная перепланировка угрожает здоровью и жизни других людей, это может закончиться даже выселением из квартиры.

Определение понятий

Под перепланировкой понимается изменение конфигурации помещения, при этом могут выполняться такие работы: сносятся перегородки между комнатами, убираются дверные проемы, стеклятся балконы и т.д. Достаточно распространенными являются проекты, в рамках которых изменяется площадь определенных помещений за счет использования общедомовых площадей.

В ходе перепланировки изменяется конфигурация комнат, которая была указана в плане БТИ, а это означает, что переустройством будут считаться любые ремонтно-строительные работы, затрагивающие несущие конструкции и инженерные системы.

Чтобы собственником была произведена перепланировка, одного его желания недостаточно. Человек должен обратиться в территориальное отделение жилищной службы для получения специального разрешения. Жилищный кодекс определяет, что при самовольном проведении перепланировки владелец должен быть готов к тому, что его вынудят вернуть конфигурацию в первоначальное состояние.

Нормативная база

Статья 25 Жилищного кодекса гласит, что проводиться перепланировка должна на основании специальной процедуры, в рамках которой создается и согласовывается проект, проводятся технические работы, составляется акт приемки и в результате комиссия выдает заключение. Предполагается, что переустройство недвижимости возможно после обращения в местные органы власти и жилищную инспекцию.

Перепланировка в РФ предполагает внесение изменений технического характера в параметры жилища. Количество мероприятий, которые должен реализовать собственник, зависит от сложности проекта. Новая конфигурация не может угрожать целостности общедомового имущества, а также безопасности и здоровью соседей.

Изменения могут касаться всей квартиры целиком или только отдельных ее помещений. Статья 26 ЖК России определяет перечень мероприятий, которые должны быть согласованы с профильными ведомствами. Работы начинают планировать с разработки проекта, а завершается процесс подписанием акта комиссии про допустимость запланированной перепланировки.

Перепланировка в нормах Жилищного кодекса РФ

Вопросы перепланировки помещений, принадлежащих к жилому фонду, рассматриваются в главе 4 Жилищного кодекса России:

Образец заявления на перепланировку помещения:

Какие работы разрешены и запрещены

В Жилищном кодексе определены положения, устанавливающие причины, которые могут стать основанием для блокирования перепланировки контролирующими органами.

Перепланировка невозможна в таких случаях:

  • если запланирован снос несущих конструкций;
  • планируется уменьшение комнат больше чем на четверть с целью увеличения кухни и ванной комнаты;
  • если собственник квартиры хочет перенести санузел в своем жилье и расположить его над жилым помещением квартиры, которая расположена ниже;
  • если планируется перенос вентиляционной шахты или отопительной системы;
  • владелец хочет объединить кухню с газовым оборудованием и жилую комнату;
  • если будет уменьшена жилая комната для увеличения лоджии;
  • если на лоджии хотят установить теплые полы, которые будут отапливаться за счет центрального отопления.

Среди доступных для перепланировки операций можно назвать такие:

  • желание отделить от коридора комнаты, чтобы увеличить площадь санузла;
  • за счет установки новых труб планируется перенос кранов;
  • установка нового дверного проема для объединения комнаты и кухни.

Свидетельство о государственной регистрации права

Статья 26 ЖК об основаниях для проведения работ

Для переустройства жилых помещений нужны основания, которые определены статьей 26 ЖК РФ.

Предполагается, что перепланировка в РФ может быть проведена после предоставления определенного пакета документов:

  • заявление по установленной форме;
  • документы правоустанавливающего характера на жилье, в котором планируется переустройство;
  • разработанный проект перепланировки;
  • техпаспорт помещения;
  • письменное согласие от всех членов семьи собственника жилого помещения, которые проживают в нем на законных основаниях;
  • если дом, в котором находится квартира, является памятником архитектуры, нужно предоставить заключение соответствующего органа про допустимость переустройства.

Скачать бланк заявления на перепланировку квартиры

Структура, которая осуществляет согласование, не имеет права требовать от особы предоставления иных документов, кроме тех, которые отображены в Жилищном кодексе. Заявитель после подачи бумаг получает расписку, в которой указывается полный перечень предоставленных им документов.

Решение о возможности проведения перепланировки принимается по результатам рассмотрения поданного заявления и прочих документов. Период согласования не может составлять более 45 дней с момента обращения. Если бумаги были поданы через многофункциональный центр, отсчет времени начинается с того момента, как документы были переданы в структуру, которая ответственна за согласование.

Основанием для проведения перепланировки и подтверждением ее законности является документ, выданный органом, осуществляющим согласование.

Правильно сделанная перепланировка санузла — залог быстрого оформления изменений в БТИ.

В этой статье вы узнаете, кто выдает разрешение на перепланировку нежилого помещения.

Какие изменение не нужно согласовывать

Согласно нормам, которые установлены законодательными документами, в согласовании не нуждаются следующие изменения:

  • Косметический ремонт жилого помещения, в том числе тогда, когда меняется наружная столярка, например, оконные рамы, если не происходит изменение размера или формы оконного проема.
  • Обустройство встроенной мебели или наоборот ее разборка. Это обозначает, что можно монтировать или демонтировать шкафы, антресоли, которые не образуют автономных помещений и площадь которых подлежит учету.
  • Замена инженерного оборудования без его перестановки в том случае, если новое по параметрам и техпоказателям соответствует старому.

Образец технического паспорта помещения:

Оформление и согласование

Порядок, по которому проводится переустройство жилого помещения, выглядит следующим образом:

  1. Разрабатывается проект с отображением подробных изменений.
  2. Собирается пакет документов, который подается в жилищную инспекцию по адресу нахождения объекта недвижимого имущества. В ходе подготовки заявления нужно указать, какие именно работы по перепланировке планируется провести.
  3. Согласно положений Жилищного кодекса собственник имеет право обращаться с заявлением о переустройстве без правоустанавливающей и технической документации. Ее жилищная инспекция может запросить в территориальном органе Росреестра и БТИ, используя межведомственные информационные каналы.

Если перепланировка проводится по эскизу, это предполагает, что в техпаспорт помещения будут внесены незначительные перемены.

Например, владелец имеет право:

  • частично или целиком убрать несущие перегородки;
  • обустроить дверные проемы;
  • убрать проход, заложив его кирпичной кладкой.

В этом случае эскиз нужен, чтобы обустроить новые перегородки, не увеличивая нагрузку, заменить или установить вспомогательное инженерное оборудование. Чертеж может быть помещен непосредственно в плане БТИ. Перегородки, которые планируется снести, помечают красным цветом, а те, которые будут возведены взамен, помечаются зеленым.

Если же разрабатывается проект, предполагается, что собственник планирует делать более серьезные изменения, например, объединить несколько соседних квартир, обустроить внутренние лестницы или дополнительные проемы.

Проект позволяет выполнить такие мероприятия по переустройству:

  • обустройство туалета, ванной комнаты или кухни;
  • замена оборудования сантехнического и инженерного назначения;
  • замена газовой плиты на электрическую;
  • перенос отопительных приборов.

Составить проект может автор дома, то есть архитектор, или специалист проектной организации, которая имеет лицензию на осуществление подобного рода деятельности.

Последствия незаконного переустройства жилых и нежилых помещений согласно КОАП

В качестве незаконной перепланировки квартиры могут быть признаны мероприятия технического характера, которые были проведены владельцем без получения на то разрешения контрольно-надзорных структур. Такие переустройства жилища выявляют не сразу, зачастую может пройти не один десяток лет, пока они будут обнаружены. В результате информация про изменение конфигурации вносится в техдокументацию объекта недвижимости.

Перепланировка, которая не была согласована, то есть незаконное переустройство, может представлять опасность для жильцов дома. Если снесены несущие перегородки, это может привести к обрушению строения, пожарам и иного рода происшествиям.

Наличие несоответствий реального состояния квартиры техдокументации негативно для продавца влияет на стоимость приобретаемого жилища и вообще делает куплю-продажу непростой процедурой.

Ответственность за проведение незаконной перепланировки определяется статьей 7.21 КоАП РФ. Собственнику жилья грозит штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей. Контролирующая структура, кроме того, обязует владельца устранить сделанные изменения и восстановить прежнее техническое состояние квартиры.

Статья 7.21. Нарушение правил пользования жилыми помещениями

Все работы проводятся за счет хозяина. Серьезные случаи, например, нанесение вреда здоровью окружающих, приводит к судебным разбирательствам, которые могут закончиться даже выселением жильцов.

Нарушение правил пользования жилыми помещениями

Комментарий к статье Судебная практика Комментарии

1. Порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению —

(в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ)

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

2. Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

1. Общие требования к гражданам по обеспечению сохранности жилых домов определены ст. 142 ЖК, согласно которой граждане обязаны бережно относиться к санитарно-техническому и иному оборудованию, к объектам благоустройства, соблюдать правила содержания жилого дома и придомовой территории, правила пожарной безопасности, поддерживать чистоту и порядок в подъездах, на лестничных клетках и в других местах общего пользования.

В соответствии со ст. 128 ЖК капитальный ремонт жилого дома, квартиры с переустройством или перепланировкой помещений производится с разрешения соответствующих муниципальных органов.

2. Согласно п. 2 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 2020 г. N 415 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 18 января 2020 г. N 34 и от 23 июля 2020 г. N 726), жилые помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда предоставляются гражданам по договору найма и аренды.

В соответствии с п. 9 Правил переустройство и перепланировка жилого и подсобных помещений, переоборудование балконов и лоджий могут производиться только в целях повышения благоустройства квартиры и допускаются лишь с согласия совершеннолетних членов семьи нанимателя, наймодателя и с разрешения соответствующих муниципальных органов, а перестановка либо установка дополнительного санитарно-технического и иного оборудования — с согласия совершеннолетних членов семьи нанимателя и с разрешения наймодателя.

Наниматель, допустивший самовольное переустройство и перепланировку жилого и подсобных помещений, переоборудование балконов и лоджий, перестановку либо установку дополнительного санитарно-технического и иного оборудования, обязан за свой счет привести это помещение в прежнее состояние.

Согласно п. 25 указанных Правил, если наниматель, члены его семьи или другие совместно проживающие с ним лица систематически разрушают или портят жилое помещение, или используют его не по назначению, либо делают невозможным для других проживание с ними в одной квартире или одном доме, а меры предупреждения и общественного воздействия оказались безрезультатными, виновные лица могут быть выселены в судебном порядке в соответствии со ст. 98 ЖК.

Нарушение правил пользования жилыми помещениями, санитарного содержания мест общего пользования, лестничных клеток, лифтов, подъездов, придомовых территорий, нарушение правил эксплуатации жилых домов, жилых помещений и инженерного оборудования, бесхозяйственное их содержание, а также самовольное переоборудование и перепланировка жилых домов и жилых помещений, использование их не по назначению, порча жилых домов, жилых помещений, их оборудования и объектов благоустройства влекут уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

3. Правила пользования жилыми помещениями определяются также законодательством субъектов Федерации.

Согласно ст. 1 Закона г. Москвы от 29 сентября 2020 г. N 37 «О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы» под помещением в жилом доме понимается объемно-пространственное образование в жилом здании, ограниченное перегородками, капитальными стенами, перекрытиями и другими ограждающими конструкциями, оборудованное в соответствии со строительными нормами и правилами для использования под определенное назначение, в том числе жилое, нежилое и общего пользования.

Под переустройством помещений подразумевается проведение в одном или нескольких (взаимосвязанных) помещениях жилого здания мероприятий (работ), связанных с изменением месторасположения или размеров помещений, их состава и/или функционального назначения, а также их инженерного оборудования. Понятие «переустройство» включает перепланировку помещений, их переоборудование или перестановку оборудования, устройство (заделку) проемов в стенах, перекрытиях и перегородках.

Переустройство помещений в жилых домах при обращении заявителей санкционируется органами исполнительной власти, а также районными управами в соответствии с их компетенцией. Разрешения оформляются письменными распоряжениями должностных лиц, возглавляющих органы исполнительной власти, а также районные управы, на основе заключения межведомственной комиссии соответствующего уровня.

Для получения разрешений на переустройство помещений в жилых домах заявители представляют документы, исчерпывающий перечень которых определен п. 2 ст. 4 Закона г. Москвы «О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы». Ограничения по переустройству помещений в жилых домах, а также порядок проведения переустройства указанных помещений определены соответственно ст. 5, 9 и 10 рассматриваемого Закона г. Москвы.

Общие требования к оформлению разрешений на переоборудование и перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах в г. Москве независимо от нахождения их в государственной или муниципальной собственности, собственности общественных объединений, частных лиц, а также в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий или иных организаций определены распоряжением мэра Москвы от 31 июля 2020 г. N 166/1-РМ.

4. Согласно ст. 13 Закона г. Москвы «О порядке переустройства помещений в жилых домах на территории города Москвы» привлечение к ответственности граждан, юридических и должностных лиц за нарушение требований указанного Закона осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и г. Москвы.

Нарушение порядка оформления и проведения переустройства помещений жилого здания является основанием для отмены по представлению Мосжилинспекции дотаций и компенсаций (субсидий) по оплате жилищных и коммунальных услуг, назначаемых из городского бюджета. Указанные меры воздействия на нарушителей вводятся на период до устранения этих нарушений и вызванных ими последствий, но не менее чем на один месяц.

В случаях длительного (свыше двух месяцев) непринятия мер к устранению указанных нарушений и их последствий:

— районные управы обращаются в суд с исками о продаже с публичных торгов помещений, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, в случаях, предусмотренных ст. 293 ГК;

— иски о расторжении договоров найма жилых помещений, аренды помещений в жилых домах и иных договоров, дающих право пользования помещениями в жилых домах, оформляются собственниками жилых домов или их управляющими, наделенными соответствующими полномочиями.

Мосжилинспекция информирует органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним об установленных фактах несанкционированного переустройства помещений, несоответствия плана объекта недвижимости (экспликации помещений, поэтажных планов) его фактическому состоянию для принятия указанными органами мер в соответствии с законодательством.

В случае ущерба, причиненного помещениям в здании и имуществу граждан и юридических лиц при переустройстве помещений, выполненном в соответствии с разрешительной документацией, ответственность несет орган, выдавший разрешение.

В случае малозначительности выявленного в ходе проверки или инвентаризации нарушения, его давности, установленной непричастности владельца помещения к его несанкционированному переустройству или невозможности установить лицо, совершившее это нарушение, органы исполнительной власти, а также районные управы могут по представлению Мосжилинспекции о нормативной допустимости произведенных изменений согласовать эти изменения к регистрации в установленном порядке и не требовать применения санкций к владельцу переустроенного помещения.

5. Рассматриваемое правонарушение квалифицируется в момент нарушения правил пользования жилыми помещениями. Имущественный ущерб, причиненный нарушителем, подлежит возмещению в полном объеме независимо от того, будет ли он привлечен к административной ответственности или нет.

6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц органов государственной жилищной инспекции, указанных в ч. 2 ст. 23.55 КоАП (см. также п. 1 — 3 комментария к указанной статье).

Судебная практика по статье 7.21 КоАП РФ:

Глава 7 — другие статьи

  • Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка
  • Статья 7.2. Уничтожение или повреждение специальных знаков
  • Статья 7.3. Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов
  • Статья 7.4. Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых
  • Статья 7.5. Самовольная добыча янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней
  • Статья 7.6. Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий
  • Статья 7.7. Повреждение объектов и систем водоснабжения, водоотведения, гидротехнических сооружений, устройств и установок водохозяйственного и водоохранного назначения
  • Статья 7.9. Самовольное занятие лесных участков
  • Статья 7.10. Самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом
  • Статья 7.11. Пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения
  • Статья 7.12. Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав
  • Статья 7.13. Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
  • Статья 7.14. Организация или проведение земляных, строительных или иных работ без разрешения органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия
  • Статья 7.14.1. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения
  • Статья 7.14.2. Неисполнение обязанности по приостановлению работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, или работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность
  • Статья 7.15. Проведение археологических полевых работ без разрешения
  • Статья 7.15.1. Незаконный оборот археологических предметов
  • Статья 7.16. Незаконное изменение правового режима земельных участков, отнесенных к землям историко-культурного назначения
  • Статья 7.17. Уничтожение или повреждение чужого имущества
  • Статья 7.18. Нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, правил производства продуктов переработки зерна
  • Статья 7.19. Самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа
  • Статья 7.20. Самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения
  • Статья 7.22. Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений
  • Статья 7.23. Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами
  • Статья 7.23.2. Нарушение требований законодательства о передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов
  • Статья 7.23.3. Нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами
  • Статья 7.24. Нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта
  • Статья 7.25. Уклонение от безвозмездной передачи копий геодезических или картографических материалов и данных в государственный картографо-геодезический фонд Российской Федерации
  • Статья 7.26. Утрата материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации
  • Статья 7.27. Мелкое хищение
  • Статья 7.27.1. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием
  • Статья 7.28. Нарушение установленного порядка патентования объектов промышленной собственности в иностранных государствах
  • Статья 7.29. Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
  • Статья 7.29.1. Нарушение порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу или цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа
  • Статья 7.29.2. Отказ или уклонение поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу, договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа
  • Статья 7.29.3. Нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при планировании закупок
  • Статья 7.30. Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
  • Статья 7.31. Нарушение порядка ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
  • Статья 7.31.1. Нарушение порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), порядка и (или) сроков блокирования операций по счету участника закупки, порядка ведения реестра участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, правил документооборота при проведении электронного аукциона, разглашение оператором электронной площадки, должностным лицом оператора электронной площадки информации об участнике закупки до подведения результатов электронного аукциона
  • Статья 7.32. Нарушение порядка заключения, изменения контракта
  • Статья 7.32.1. Нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) для государственных нужд по государственному оборонному заказу
  • Статья 7.32.2. Нарушение требований жилищного законодательства к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
  • Статья 7.32.3. Нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
  • Статья 7.32.4. Нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам проведения таких торгов и продажи или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися
  • Статья 7.32.5. Нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд
  • Статья 7.32.6. Заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
  • Статья 7.33. Уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа), от обязательной передачи государству культурных ценностей, обнаруженных в результате проведения таких работ
  • Статья 7.34. Использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность
  • Статья 7.35. Нарушение порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: