Как происходит передача права собственности на земельный участок в 2021 году

Земельный
эксперт

6045

Земли федеральной собственности

В статье 17 Земельного кодекса РФ дается определение такому понятию, как федеральная собственность на земельные участки. К таким объектам относятся площади, которые находятся в полном распоряжении Российской Федерации и только государство имеет право ими пользоваться, но с соблюдением законодательных норм и положений.

Согласно закону, в федеральной собственности находятся земельные участки:

  • признанные федеральным владением в законодательном порядке;
  • ставшие собственностью государства в процессе разграничения территории или при пересмотре границ отдельных субъектов федерации;
  • полученные РФ на гражданско-правовых основаниях и в установленном порядке.

Данные права на землю официально фиксируются в реестре прав на недвижимое имущество. Периодически возникают ситуации, когда требуется передача земельного участка в безвозмездное пользование от федерального органа к муниципальному. Земельный кодекс РФ предусматривает отдельную главу, регулирующую данный вопрос.

Заявление на безвозмездную передачу земли в муниципальную собственность

Процедура перевода федеральной территории в муниципальную начинается с подачи стандартного заявления.

Законом предусмотрена унифицированная письменная форма документа. Заявка составляется главой муниципального образования или высшим должностным лицом. Получателем является федеральное исполнительное ведомство, которое выступает в роли распорядителя и полноправного владельца земельного массива.

В заявке должны быть обязательно обозначены такие сведения, как кадастровый номер надела, если территория числится в государственном кадастре недвижимости, реквизиты собственника (органа, который будет предоставлять землю в собственность муниципалитета), суть вопроса.

Документы, подаваемые вместе с заявлением на безвозмездную передачу земли

Помимо заявки, заполненной гражданином собственноручно, может потребоваться дополнительный перечень документов:

  • кадастровый план, если площадь стоит на учете в Росреестре;
  • схема расположения территории, если межевание отсутствует;

Согласно п. 4 ст. 39.31 ЗК РФ, от заявителя не могут потребовать дополнительные бумаги.

Порядок безвозмездной передачи земельного участка

Основным собственником земельного участка является федеральное исполнительное ведомство, по этой причине заявление на перевод территории из одной категории собственности в другую направляется именно ему.

Порядок безвозмездной передачи земельного участка в муниципальную собственность указан в ст. 39.30 и представлен следующими этапами:

  1. Главой муниципалитета оформляется заявление и необходимые документы к нему.
  2. Заявление с приложениями направляется в адрес федерального собственника земли.
  3. Не позже тридцати дней с момента подачи заявки, федеральный орган должен принять и оформить соответствующий акт о переводе площади в распоряжение муниципалитета или об отказе.
  4. Если принято решение об отказе, то в нем должны быть указаны причины отказа. Также федеральный собственник уведомляет Федеральный фонд содействия жилищному строительству о поступившем заявлении и принятом решении.

Отказ в безвозмездной передаче земельного участка в собственность

Земельное законодательство выделяет ряд конкретных оснований, которые могут стать причиной отказа в переводе площади в муниципальную собственность. К таковым относятся:

  1. Принадлежность земли к одной из групп территорий, которые не подлежат передаче.
  2. Отсутствие в заявлении кадастрового номера, межевого проекта или схемы расположения земельного участка ( в случае образования нового участка).
  3. Схема расположения участка не утверждена.
  4. Принадлежность земли одному из предусмотренных пп. 4 п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ субъектов при отсутствии оснований для прекращения этим субъектом пользования землей.

Несмотря на обозначенные причины, в некоторых ситуациях, они не могут стать основой для отказа. В том случае, если массив земли не зарегистрирован в Росреестре и отсутствуют сведения о его границах, решение о переходе территории не обязательно будет отрицательным.

Если участок будет в дальнейшем преобразован и межевой проект или схема на него отсутствуют, то схема утверждается на него в одно время с решением о переводе.

Решение оформляется в виде официального акта, где излагаются основания отказа в передаче земельной зоны. В качестве пояснительных бумаг, к решению прилагаются копии справок, выписок, заключений, обосновывающих принятие отрицательного решения.

Частный случай

Бывают частные случаи, в рамках которых территории, подлежащие передаче в распоряжение муниципалитета, предстоит образовать из другого земельного массива.

Чтобы это сделать, к заявлению потребуется приложить утвержденную схему или межевой проект, в котором будут обозначены границы нового участка. Дополнительно в заявлении обязательно требуется указать кадастровый номер начального участка, если образование нового участка происходило из надела, зарегистрированного в Росреестре.

Пример по порядку безвозмездной передачи земли в муниципальную собственность

Администрация г. Пскова обратилась в территориальное управление Росимущества с заявлением № 234-З о переводе в состав муниципальной собственности земельного участка под застройку. Т.к. участок должен был быть образован, записи в кадастре о нем не было. В соответствии с законом, к заявлению был приложен утвержденный проект межевания территории. По истечении 35 дней в адрес заявителя так и не было направлено решение о передаче земельного участка в собственность либо об отказе в передаче. Администрация муниципалитета обратилась в Арбитражный суд. В рамках рассмотрения дела представитель Росимущества настаивал на том, что ответчиком было вынесено решение, представив соответствующие документы. Однако суд установил, что указанные документы не имеют никакого отношения к заявлению № 234-З и направлены в ответ на более ранние обращения Мэрии. Таким образом, суд обязал ответчика устранить выявленные нарушения и принять соответствующее заявление.

Заключение

В итоге можно сделать несколько выводов:

  1. Федеральная собственность – это земля, которая принадлежит непосредственно государству, находится в его полном ведении и распоряжении.
  2. В некоторых случаях возникает необходимость в передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную.
  3. Порядок перехода территории определен законодательно и содержит в себе несколько важных этапов.
  4. На начальном этапе оформляется стандартное заявление, в котором указывается кадастровый номер территории и прилагается межевая схема, если таковые имеются. Заявка рассматривается на протяжении тридцати дней с момента предоставления.
  5. В отдельных случаях в переходе земли может быть отказано. Это возможно в том случае, если требуемый участок принадлежит к территориям, не подлежащим передаче, или документы оформлены не должным образом.
  6. В решении об отказе должны быть указаны основания и причины. Если данные правила не соблюдены, то гражданин может оспорить предоставленный акт.
  7. В случае преобразования территории, решение о переходе и утверждение межевой схемы принимается одновременно.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по порядку безвозмездной передачи земли в муниципальную собственность

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Денис. Я работаю помощником главы муниципального образования.

Недавно мы подали комплект документов в территориальное управление Росимущества на передачу в муниципальную собственность земельного участка. Спустя некоторое время из федерального ведомства пришел ответ. » В передаче земельного участка отказано». В качестве основания для отказа было названо отсутствие приложенной схемы расположения участка. Законно ли такое решение федерального органа? Дело в том, что участок, который должен быть передан городу не планируется образовывать, соответственно, на него не требуется схема расположения.

Ответ: Здравствуйте, Денис. В сложившейся ситуации рекомендуем вам перепроверить комплект документов. Вероятно, произошла какая-то ошибка. Возможно, некорректно были оформлены документы. Действительно, если планируемый к передаче участок уже образован и имеет кадастровый номер, на него не требуется утвержденная схема расположения в соответствии с п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ. Если с документами все в порядке, то Вам лучше обратиться в территориальное управление указанного ведомства и обсудить данный вопрос.

Список законов

  • Статья 17 ЗК РФ
  • Статья 39.30 ЗК РФ
  • Статья 39.31 ЗК РФ

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам по земельным вопросам прямо сейчас:

Как происходит передача права собственности на земельный участок в 2021 году

Различные сделки с недвижимостью особенно подробно регулируются действующим законодательством, которое устанавливает огромнейшее количество правил для их проведения.

В частности, это касается передачи права владения на различные земельные наделы с указанием отдельных условий для проведения сделок с разными категориями земли.

В связи с этим гражданам, которые собираются проводить такие сделки, будет полезно узнать о том, как осуществляется передача права собственности на земельный участок и какие требования нужно учитывать для ее проведения.

Что это такое

Передача права собственности представляет собой специализированный правовой механизм, с помощью которого осуществляется перемещение статуса собственника земельного участка. Другими словами, владелец обременяет свое право распоряжаться указанным имуществом для того, чтобы оно появилось у приобретателя.

Стоит правильно понимать, что право владения, являясь имущественным, отличается от того, которое предоставляется третьему лицу после оформления арендного соглашения.

Образец свидетельства о праве собственности на землю

Правовое регулирование

В соответствии с нормами, прописанными в статье 218 Гражданского кодекса, право владения на определенную территорию может передаваться третьим лицам на основании договора обмена, дарения или купли-продажи. В то же время в статье 209 данного кодекса указывается, что собственник может распоряжаться принадлежащим ему имуществом на свое усмотрение, но данное право не распространяется на те земельные участки, которые были ограничены или изъяты из оборота.

Статья 209. Содержание права собственности

Статья 218. Основания приобретения права собственности

Каков порядок передачи права собственности на земельный участок

Переуступка определенной недвижимости проводится только в том случае, если на данный момент лицо уже распоряжается имуществом на правах аренды. В такой ситуации арендатор получает землю в собственность на возмездном или безвозмездном основании, но, помимо этого, предусматривается также переуступка в пользу нового лица, которое ранее не арендовало данное имущество.

В случае переуступка права собственности арендодатель должен предоставить определенное имущество арендатору или лицу, которое выкупает данную территорию, после чего зарегистрировать проведение сделки.

Если в качестве арендатора выступает физическое лицо, то в таком случае процедура переуступки будет осуществляться путем оформления нового соглашения к уже существующему договору аренды, в то время как при отсутствии договора аренды оформляется стандартное соглашение по купле-продаже недвижимости.

Скачать договор купли-продажи земельного участка

Скачать бланк договора аренды земельного участка

Образец договора аренды земли:

Необходимые документы

Документы, которыми устанавливается возможность переуступки – это акты, в соответствии с которыми указанные территории предоставляются гражданину в частную собственность.

Сама процедура выкупа проводится при наличии следующих бумаг:

  • документ, устанавливающий наличие у арендодателя права собственности на земельный участок;
  • оформленный договор аренды на указанную территорию;
  • документ, на основании которого гражданин имеет право пользоваться земельным участком;
  • кадастровый паспорт данной территории.

На основании указанного пакета документов собственник проводит оформление нового дополнения к имеющемуся договору, в соответствии с которым в дальнейшем будет осуществляться процедура переуступки. Дополнение должно оформляться на основании действующего договора.

Подача заявления

Заявление оформляется на имя главы территориального органа администрации того населенного пункта, на территории которого расположен интересуемый участок. В заявлении указывается полный перечень данных об участке, соответствующих информации в кадастровом учете, а помимо этого, указываются основные данные о действующем договора аренды, на основании которого заинтересованное лицо пользуется территорией на данный момент.

Далее подробно выражается причина обращения, то есть указывается просьба о предоставлении права собственности на арендуемую территорию. После этого устанавливается полный перечень документов, прикладываемых к документу, а также ставится подпись заявителя и дата оформления бумаги.

Перед тем, как подавать заявление, стоит подробно ознакомиться с деталями договора аренды. В нем должны указываться определенные пункты, устанавливающие различные особенности переуступки прав, и если они существуют, стоит вписать это в свое заявление как основание для реализации заявленной просьбы.

Если в составленном договоре аренды отсутствуют указания о возможности приватизации, то в таком случае просьба о предоставлении имущества может указываться в свободной форме. В данном случае стоит постараться как можно более четко строить фразы, указывая все лаконично и по существу.

Образец кадастрового паспорта на земельный участок:

Сроки рассмотрения и регистрация

Рассмотрение таких вопросов осуществляется на протяжении месяца с того момента, как было подано заявление с полным пакетом документов со стороны заинтересованного лица. Данный промежуток времени устанавливается действующим регламентом, но на практике сроки могут затягиваться при наличии различных причин. При этом в любом случае заявителю должны будут сообщить, на протяжении какого времени комиссия будет заниматься рассмотрением этого вопроса.

Помимо этого, переуступка права собственности в обязательном порядке должна быть зарегистрирована в государственных органов. Если земельный участок покупается у частного собственника, то в таком случае вместо оформления акта может осуществляться непосредственная регистрация переуступки в территориальном отделении Росреестра.

Для проведения данной процедуры обе стороны лично посещают отделение этого органа, после чего вместе с гражданскими паспортами и другими необходимыми документами проводят регистрацию переуступки. Дополнительный договор в таком случае лучше всего оформлять заранее в соответствии с общими правилами, предусмотренными для составления таких документов. После того, как соглашение будет зарегистрировано, процесс можно считать оконченным.

Если осуществлялось оформление акта передачи собственности в муниципальных органах, то в таком случае стоит приложить его к имеющимся документам. Бумага будет являться основанием для регистрации и дальнейшего оформления свидетельства о праве собственности.

Скачать бланк акта приема-передачи по договору аренды земельного участка

Безвозмездное вручение земли в муниципальную собственность и наоборот

Бесплатная передача недвижимости может осуществляться при наличии одного из следующих условий:

  • с гражданином был оформлен договор, на основании которого осуществляется освоение и развитие указанной территории;
  • земельный участок предоставляется компании, ведущей деятельность на религиозной основе для ведения сельскохозяйственной или другой деятельности;
  • на участке находятся какие-либо постройки, принадлежащие заинтересованному лицу;
  • земля предоставляется на праве совместного владения в процессе образования садоводческих товариществ;
  • земельный участок предназначается для ведения сельскохозяйственной деятельности, и при этом был подвержен химическому или радиоактивному загрязнению с последующей очисткой;
  • заинтересованное лицо является членом многодетной семьи;
  • заявитель более пяти лет пользуется указанным участком на законных основаниях.

Добровольная

Право собственности на определенный земельный участок может прекращаться в том случае, если данное желание будет проявлено владельцем земельного участка в результате его отчуждения каким-либо другим лицам, то есть на основании оформленного договора.

В соответствии с нормами, указанными в статье 52 Земельного кодекса, отчуждение земельных участков со стороны их собственников в пользу других лиц осуществляется в том порядке, который предусматривается гражданским законодательством, учитывая различные ограничения, связанные с оборотоспособностью таких территорий.

Статья 52. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Отчуждение земельного участка предусматривает его добровольную передачу в пользу третьих лиц со стороны основного собственника.

В то же время в процессе отчуждения такого имущества в обязательном порядке должны приниматься во внимание различные ограничения на оборот земли, прописанные в статье 27 Земельного кодекса, а также различные особенности проведения сделок, прописанные в этом кодексе.

Статья 27. Ограничения оборотоспособности земельных участков

При отчуждении недвижимости

В соответствии с нормами, указанными в статье 552 Гражданского кодекса, на основании договора продажи какой-либо недвижимости вместе с передачей прав собственности на указанное имущество также передаются права на ту долю земельного участка, которая им занимается и требуется для нормальной эксплуатации.

Действующее законодательство устанавливает, что указанное правило распространяется не только на оформляемые между гражданами договора купли-продажи, но и на другие ситуации, связанные с отчуждением недвижимости или ее постройкой.

Статья 552. Права на земельный участок при продаже здания, сооружения или другой находящейся на нем недвижимости

Указанные нормы носили диспозитивный характер, то есть договор отчуждения недвижимости изначально мог устанавливать право на земельный участок, который ей занят, а если данное право не определено, приобретатель получает право собственности.

Статья 39.31. Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации

Статья 39.31. Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации

1. Передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее в настоящей главе — заявление о передаче земельного участка). Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.

2. В заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер земельного участка в случае, если сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

3. В случае, если земельный участок, который предлагается передать в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, предстоит образовать, к заявлению о передаче земельного участка прилагается утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта — схема расположения земельного участка, а в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер исходного земельного участка (в случае образования земельного участка из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости).

4. Не допускается требовать от заявителя иные документы, за исключением документов, предусмотренных настоящей статьей.

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (далее в настоящей главе — решение о передаче земельного участка) или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (далее в настоящей главе — решение об отказе в передаче земельного участка). В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа.

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, уведомляет в порядке, установленном этим органом, единый институт развития в жилищной сфере о поступлении заявления о передаче земельного участка, а также о принятом в соответствии с настоящей статьей решении о передаче земельного участка или решении об отказе в передаче земельного участка.

7. Решение об отказе в передаче земельного участка принимается при наличии следующих оснований:

1) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 настоящего Кодекса;

2) в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать;

3) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

4) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45 — 47 настоящего Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.

8. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который предлагается передать, не является основанием для принятия решения об отказе в передаче земельного участка.

9. Если земельный участок, который предлагается передать, предстоит образовать и соответствующий проект межевания территории отсутствует, решение об утверждении схемы расположения земельного участка принимается одновременно с решением о передаче земельного участка.

10. Решение о передаче земельного участка является основанием для обеспечения муниципальным образованием или субъектом Российской Федерации за счет средств соответственно местного бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации выполнения кадастровых работ, необходимых для уточнения границ передаваемых земельных участков или образования земельного участка, и государственной регистрации права собственности муниципального образования или субъекта Российской Федерации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: