Как регулирует 44-ФЗ аренду земельного участка

О применении Закона №44-ФЗ при заключении договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной, муниципальной собственности

30.06.2017 15:06, Орловская область, RegionFAS.ru:

В связи с большим количеством вопросов о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» при заключении заказчиком договора аренды земельного участка, который находится в государственной, муниципальной собственности и на котором расположены здания, сооружения, принадлежащие заказчику на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, Орловское УФАС России публикует разъяснения Минфина России и ФАС России по данному вопросу.

1. Согласно пункту 3 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, связанные с заключением гражданско-правового договора, предметом которого является, в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся, в том числе земельные участки.

На основании изложенного, при заключении заказчиком (в том числе унитарным предприятием) договоров аренды земельных участков, в том числе находящихся в государственной или муниципальной собственности, подлежит применению Закон № 44-ФЗ.

Глава V.1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственно или муниципальной собственности. В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора аренды.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ, на праве оперативного управления.

При этом следует обратить внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» указанный в части 1 статьи 17.1 данного закона порядок заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (путем проведения конкурсов или аукционов) не распространяетсяна имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с ЗК РФ.

В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 — 11 ЗК РФ. В соответствии с пунктами 2 статей 9-11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляют соответственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Учитывая, что соответствующие исполнительные органы, указанные в статье 39.2 ЗК РФ, наделены исключительными полномочиями по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Минфин России и ФАС России считают, что заказчики (в том числе унитарные предприятия) вправе заключить с указанными органами договор аренды земельного участка, который находится в государственной, муниципальной собственности и на котором расположены здания, сооружения, принадлежащие заказчику на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ без применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Таким образом, земельный участок в случае, установленном подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, может быть предоставлен заказчику без проведения торгов, который, в свою очередь, имеет право заключить договор с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление такого земельного участка, на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ без применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом следует обратить внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, предусмотренном пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.

Кроме того, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.

Аренда земельного участка закупается по 44-ФЗ

В перечень отношений, на которые не распространяется действие Закона N 44-ФЗ, не входит заключение контракта на аренду земельного участка. Данный вывод содержится в письме Минэкономразвития России от 17.05.2016 № Д28и-1375

Необходимо отметить, что контракт на аренду нежилого здания, строения, сооружения или нежилого помещения заказчик вправе заключить с единственным поставщиком. Заказчики, которые находятся в иностранном государстве, могут также арендовать у единственного поставщика жилое помещение в здании, расположенном на территории этого государства.

Наверх

Как регулирует 44-ФЗ аренду земельного участка

Как известно земля может находиться в собственности у частных лиц, предприятий или организаций, государства. В большей степени государственной землей распоряжаются муниципальные органы, которым она передается для управления, восполнения нужд населенного пункта и граждан, для размещения на ней важных государственных объектов и т. д.

Выкупить или взять в безвозмездное пользование землю не всегда возможно не только у государства, но и у других собственников. Ситуация, когда на земле, права собственности которой имеет определенное лицо, расположено имущество, принадлежащее другому, нередки.

У собственника объекта, а это может быть не только частный дом или коммерческое здание, но и завод, крупное предприятие, строение любых масштабов, госучреждение остается единственная возможность – взять землю в аренду. Участниками сделки являются арендодатель (поставщик, подрядчик) – государство с одной стороны, заинтересованное лицо (арендатор, заказчик) — с другой.

Соглашение между участниками должно заключаться без применения конкурентных способов, которыми можно определить поставщика, или с применением таких критериев. Поэтому законодатель указывает на договор об аренде земельного участка по 44-ФЗ.

Конечно, речь идет о предприятиях стратегического значения, которые восполняют государственные и муниципальные нужды, именно они нуждаются в том, чтобы арендовать землю.

В федеральном законе рассматривается вопрос контрактной системы, когда приходится закупать товары, услуги или работы, чтобы обеспечить нужды муниципалитета или государства.

Этого же мнения придерживается Минфин и ФАС России, которые указывают на то, что различные предприятия, в том числе и унитарные, чтобы осуществить хозяйственное или оперативное управление должны брать землю в аренду у государства или муниципалитета.

Единственный поставщик (арендодатель участка) − это муниципалитет или государство. Заказчику (арендатору) при заключении сделки на конкурентной основе требуется за 5 дней до момента заключения контракта разместить в единой информационной системе сведение о том, что он будет делать закупку.

Кроме этого заказчик за 1 день уведомляет контрольный орган о том, что состоится заключение контракта, т. е. закупка. К письменному уведомлению он прилагает копию контракта и обоснования для его заключения.

Минэкономразвития в своем Письме №ОГ-Д28-9907 (19.08.16) и федеральный закон №44 (05.04.13) в ст. 1 п. 2 указывают, что закупка услуги по аренде земли должна осуществляться у единственного поставщика, чтобы избежать коррупции и других злоупотреблений. Согласно ст. 93 (пп. 1 пп. 4) такая закупка по аренде участка может осуществляться на сумму не более 100 тыс. руб.

Условия насчёт аукциона и торгов

Согласно ст. 1 Закона искать арендодателей, чтобы заключить контракт, можно также строго по механизму, описанному законодателем.

Для этого заказчик может провести:

  • открытый конкурс;
  • аукцион;
  • запросить котировки;
  • запросить предложения.

Каждую ситуацию можно рассмотреть отдельно:

  • Торги для выбора поставщика. Для проведения открытого конкурса в 2020 году требуется в ЕИС разместить информацию, т. е. сообщить о закупке неограниченному количеству лиц. Когда проводится открытый конкурс, выпускается конкурсная документация, разработать которую может только соответствующая компания. Если кому-то из заявителей на участие непонятны положения документации, он имеет право оформить запрос о разъяснениях. Ответ требуется направить в течение 2 дней.
  • Второй способ для заключения договора аренды – это аукцион. Информация о закупке, которую планирует осуществить заказчик, также предоставляется через ЕИС. Провести аукцион можно, если:
    • есть возможность описать объект (земельный участок), который требуется закупить;
    • предусмотрены критерии для выбора победителя, они могут выражаться в денежной или материальной форме.

    Наиболее популярными сегодня являются аукционы, которые проводятся на электронных площадках, размещенных на специализированных сайтах. Для участия заявителю требуется пройти аккредитацию.

  • Через запрос котировок также может быть определен подрядчик. Информация является общедоступной, но побеждает тот, кто предлагает низкую цену аренды.
  • Запрос предложений практически не отличается от запроса котировок. Но победителем становится не только тот, кто предложит низкую цену, но и лучшие условия для аренды.

Особенности аренды земельного участка по 44-ФЗ

Аренда земельного участка по 44-ФЗ имеет свои особенности, за разъяснениями необходимо обращаться к положениям самого Закона:

  • Согласно ст. 1, ч. 1, п. 3 заключать можно гражданско-правовой договор, предметом которого должна выступать недвижимость. Гражданский кодекс (ст. 130, п. 1) дает определение недвижимости – это строения и земельные участки, их части. Статья 130. Недвижимые и движимые вещи
  • В Земельном кодексе в 4-й главе устанавливаются основания для передачи во владение или собственность государственных, муниципальных участков. В ЗК, ст. 39.1, п. 1 говорится, что земля может быть передана по договору аренды, хотя существуют и другие виды соглашений. 
  • Заключать договор аренды без торгов следует, когда арендатором выступает собственник здания или сооружения, помещения, расположенного на земле, или лицо (исполнитель), которому объект недвижимости предоставлен для хозяйственного ведения или оперативного управления (ЗК, ст. 39.20) с целью восполнения муниципальных, государственных нужд. Статья 39.20. Особенности предоставления земельного участка, на котором расположены здание, сооружение
  • Согласно положениям ФЗ № 135 (26.07.06) «О защите конкуренции» (ст. 17.1, ч. 1−2) заключить договор аренды путем проведения аукциона или конкурса нельзя на имущество, которым следует распоряжаться в соответствии с Земельным кодексом.
  • В ЗК, ст. 39.2 указано, что предоставлять земельные участки могут государственные и муниципальные исполнительные органы, но в пределах своей компетенции, что должно соответствовать положениям ЗК, ст. 9−11.
  • Распоряжаться государственной землей может Россия, субъект РФ, орган местного самоуправления (ЗК, ст. 9−11, п. 2).

Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений

Статья 9.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений

Статья 10. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений

Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

Детали контракта

Закупка товаров, работ или услуг, направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд должна осуществляться на основании законодательства РФ, которое способно регулировать гражданские отношения, в частности:

  • Конституции;
  • Гражданского кодекса;
  • Бюджетного кодекса;
  • федеральных законов.

Все нормы и права, указанные в законодательных актах по данному вопросу, должны находиться в согласии с основным Законом №44.

Нельзя применить положения Закона и заключить контракт на аренду земли в случае, когда:

  • Оказываются услуги международным финансовым организациям, которые созданы на основании международного договора, где одной из сторон является РФ.
  • Происходит закупка услуг для обеспечения лиц, которых охраняет и защищает государство согласно ФЗ №119 (20.08.04) и ФЗ №45 (20.04.95).
  • У государства есть план закупить драгоценные металлы или камни для пополнения Госфонда РФ.
  • Назначается адвокат для участия в гражданском или административном судопроизводстве, когда привлекается данный специалист для оказания юридической помощи гражданам на бесплатной основе.
  • Происходит закупка товаров и услуг (аренда земли) избирательной комиссией (участковой или территориальной, окружной), когда полномочия на нее возложены муниципальным образованием и законодательством РФ.

В соответствии с Законом, ст. 24, ч. 1 подрядчик или исполнитель по выполнению арендных отношений должен быть определен на конкурентной основе, если отношения не заключаются только с единственным поставщиком.

Мнения и замечания от специалистов

У федеральных властей, которые непосредственно распоряжаются государственным имуществом, есть на этот счет свое мнение.

Министерство финансов и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обозначили свои позиции в отношении положений Закона в связи с постоянными вопросами, которые поступают от заказчиков (арендаторов земли):

  • В соответствие с ЗК, ст. 99.6, п. 2, пп. 9 следует предоставить заказчику землю без торгов. Последний должен иметь право на заключение договора аренды с исполнительным органом, который уполномочен предоставить участок (ФЗ №44, ст. 93, п. 1).
  • Согласно ФЗ №44, ст. 93, ч. 1, п. 6 для заключения договора аренды без торгов на участке должны располагаться строения, которые принадлежат заказчику. Сфера деятельности арендатора – это хозяйственное ведение или административное управление.
  • В других случаях возможна закупка аренды на конкурентной основе.
  • Когда предприятие, в том числе и унитарное, заключает договор на аренду государственной земли, то необходимо руководствоваться только положениями ФЗ №44.

ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКУПКАХ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА 2020

1-е изменение: с 08 января 2020 года изложен действует новая редакция пункта 32 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе

Суть изменений:

Абзацем 1 подпункта а) статьи 1 федерального закона от 27.12.2019 № 449-ФЗ в пункте 32 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ перечень объектов недвижимого имущества дополнен земельными участками.

Таким образом, с момента вступления в силу этой поправки допускается заключение контрактов на аренду земельных участков без проведения конкурентных процедур закупок.

Эта поправка вступила в силу с 08.01.2020 года.

2-е изменение: с 08 января 2020 года изложен в новой редакции пункт 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе

Суть изменений:

Так, обновлённая редакция данного пункта выглядит следующим образом:

1. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:

23) заключение контракта на выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю зданий, сооружений, содержанию и ремонту общего имущества в здании, одного или нескольких нежилых помещений, принадлежащих заказчику на праве собственности, или закрепленных за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданных заказчику на ином законном основании в соответствии с законодательством Российской Федерации, на оказание услуг по холодному и (или) горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, услуг по охране, услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, принадлежащие заказчику на праве собственности, или закрепленные за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданные заказчику на ином законном основании в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из данного пункта следует, что заказчик имеет право заключить контракт с единственным, исполнителем подрядчиком в отношении следующих работ и услуг:

1) по техническому обслуживанию зданий;

2) по эксплуатационному контролю зданий, сооружений;

3) по содержанию и ремонту общего имущества в здании либо одного или нескольких нежилых помещений, принадлежащих заказчику на ЛЮБОМ законном основании;

4) по холодному и (или) горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, услуг по охране, услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

При этом устанавливается следующее ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ применения данного основания закупки у единственного исполнителя:

— осуществление такой закупки без проведения конкурентных закупок допускается только в случае, «если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, принадлежащие заказчику на праве собственности, или закрепленные за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданные заказчику на ином законном основании в соответствии с законодательством Российской Федерации».

То есть речь идёт об оказании   вышеперечисленных услуг 3-м лицам, пользующимися нежилыми помещениями в здании, в котором находятся нежилые помещения, принадлежащие заказчику.

Пример 1:

Заказчик-балансодержатель заключает договоры на оказание услуг с поставщиками коммунальных ресурсов или с исполнителем на техническое обслуживание в отношении всего здания, в котором находятся нежилые помещения других организаций (например, других государственных и муниципальных учреждений).

В этом случае заказчик сможет воспользоваться обновлённой редакцией пункта 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ для заключения таких контрактов.

Кроме того, теперь заказчик имеет право при отсутствии возможности заключения контракта непосредственно с подрядчиком, исполнителем перечисленных в пункте 23 работ, услуг заключить контракт, предусматривающий оплату стоимости указанных работ, услуг пропорционально размеру площади помещений, принадлежащих ему на любом законном основании, в общей площади здания, с лицом, заключившим в соответствии с законодательством Российской Федерации договор (контракт) на выполнение этих работ либо  оказание данных услуг.

Пример 2:

Заказчик-арендатор арендует нежилые помещения в частном здании. Собственником-арендодателем здания заключены договоры с поставщиками коммунальных ресурсов, перечисленных в пункте 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, а также с подрядчиками на выполнение работ по содержанию и ремонту помещений, переданных заказчику.

В этом случае заказчик-арендатор на основании пункта 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ сможет возместить по контракту расходы такого собственника-арендодателя на поставку коммунальных ресурсов и на содержание и ремонт здания пропорционально площади помещений, переданных заказчику в общей площади здания.

Исходя из вышеизложенного, новая редакция пункта 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе существенно облегчает положение заказчиков, подпадающих под указанные в ней ситуации.

В ранее действовавшей редакции этого пункта речь шла только об услугах, оказываемых в отношении помещений, переданных заказчику исключительно в безвозмездное пользование или оперативное управление, если такие услуги оказываются в пользу третьих лиц, пользующихся помещениями в том же самом здании.

Проблема новой редакции пункта 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе

По мнению автора, законодателем была допущена следующая техническая ошибка:

—  при формулировании условия применения этой нормы закона во фразе «если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицампользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, принадлежащие заказчику…» забыли указать фразу про выполняемые работы.

Между тем, исходя из буквального толкования новой редакции пункта 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, в ней речь идёт не только об услугах, но и работах.

В частности, в этой норме закона прямо указаны работы «по содержанию и ремонту общего имущества в здании, одного или нескольких нежилых помещений, принадлежащих заказчику…».

Однако, условия о том, что такие работы должны выполняться в пользу третьих лиц в отличие от услуг в новой редакции этой нормы нет.

По мнению автора, это позволяет проводить работы по содержанию и ремонту одного или нескольких помещений, принадлежащих заказчику или переданных ему на любом законном основании, без проведения конкурентных процедур закупок в рамках 44-ФЗ (на основании буквального толкования данного пункта).

Такой вот вольный или невольный новогодний «подарок» от законодателя, которым могут пользоваться заказчики до тех пор, пока этот пробел в законе не будет закрыт.

Данные изменения вступили в силу с 08.01.2020 года.

Информационный портал www.zakupki-portal.ru

Как регулирует 44-ФЗ аренду земельного участка

Автор На чтение 9 мин. Опубликовано 12.07.2019

Аренда нежилого помещения по 44-фз

Согласно Гражданскому Кодексу РФ, это передача арендодателем во временное владение и пользование здания или сооружения другой стороне по соглашению.

Закон о контрактной системе регулирует вопросы, в том числе, найма недвижимого имущества. Так, статьей 93 регулируется аренда нежилых помещений по 44 ФЗ. Важно отметить, что предполагается именно аренда нежилого помещения 44 ФЗ в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также найма жилых помещений предприятиями-заказчиками, которые осуществляют деятельность на территории иностранного государства.

Таким образом, аренда по 44 ФЗ возможна как при заключении рассматриваемого соглашения с единственным поставщиком (на основании статьи 93), так и путем проведения конкурентных процедур (электронный аукцион, запрос котировок).

При проведении конкурентных способов закупочных процедур следует руководствоваться положениями 44 ФЗ, которые регламентируют порядок и сроки проведения той или иной процедуры, при этом важно максимально точно описать необходимое здание или нежилое помещение.

Внимание

Ситуация, когда на земле, права собственности которой имеет определенное лицо, расположено имущество, принадлежащее другому, нередки. У собственника объекта, а это может быть не только частный дом или коммерческое здание, но и завод, крупное предприятие, строение любых масштабов, госучреждение остается единственная возможность – взять землю в аренду.

Заключение договора аренды

Как известно, при заключении любого соглашения, необходимо указать все его существенные условия (в случае, если данные условия отсутствуют, то договор не будет считаться заключенным).

В рамках соглашения о пользовании нежилым или жилым объектом недвижимости к таковым относятся:

  • стороны договора (наименование и их реквизиты);
  • объект найма (сведения, которые позволяют идентифицировать имущество), как правило, это адрес объекта, номер, функциональное назначение, площадь;
  • размер платы за найм.

Исходя из этого, в положения контракта могут включить условие об использовании земельного участка. При этом следует иметь ввиду, что это не означает возникновение прав на земельный участок. Также, если контрактом не определено передаваемое право пользования на земельный участок, то данное право передается на срок найма здания (сооружения).

Важно также обратить внимание на оплату коммунальных услуг при заключении договора пользования с единственным поставщиком. Данное обстоятельство, а именно возмещение затрат на коммунальные ресурсы, может быть предусмотрено самим контрактом. Также заказчик может заключить отдельный контракт на поставку коммунальных ресурсов с единственным поставщиком.

Ниже Вы можете ознакомиться с типовым соглашением о пользовании нежилым сооружения по 44 ФЗ.

Обращаем внимание, что стоимость за использование недвижимого имущества может включать стоимость пользования земельным участком, на котором расположен объект. Исходя из этого, в положения контракта могут включить условие об использовании земельного участка. При этом следует иметь ввиду, что это не означает возникновение прав на земельный участок.

Условия насчёт аукциона и торгов

Согласно ст. 1 Закона искать арендодателей, чтобы заключить контракт, можно также строго по механизму, описанному законодателем.

Для этого заказчик может провести:

  • открытый конкурс;
  • аукцион;
  • запросить котировки;
  • запросить предложения.

Каждую ситуацию можно рассмотреть отдельно:

  • Торги для выбора поставщика. Для проведения открытого конкурса в 2020 году требуется в ЕИС разместить информацию, т. е. сообщить о закупке неограниченному количеству лиц. Когда проводится открытый конкурс, выпускается конкурсная документация, разработать которую может только соответствующая компания. Если кому-то из заявителей на участие непонятны положения документации, он имеет право оформить запрос о разъяснениях. Ответ требуется направить в течение 2 дней.
  • Второй способ для заключения договора аренды – это аукцион. Информация о закупке, которую планирует осуществить заказчик, также предоставляется через ЕИС. Провести аукцион можно, если:
    • есть возможность описать объект (земельный участок), который требуется закупить;
    • предусмотрены критерии для выбора победителя, они могут выражаться в денежной или материальной форме.

    Наиболее популярными сегодня являются аукционы, которые проводятся на электронных площадках, размещенных на специализированных сайтах. Для участия заявителю требуется пройти аккредитацию.

  • Через запрос котировок также может быть определен подрядчик. Информация является общедоступной, но побеждает тот, кто предлагает низкую цену аренды.
  • Запрос предложений практически не отличается от запроса котировок. Но победителем становится не только тот, кто предложит низкую цену, но и лучшие условия для аренды.

Закупка для обеспечения муниципальных нужд

Закона N 44-ФЗ, определяющие случаи, когда осуществление закупок возможно у единственного контрагента. Следовательно, несмотря на, что ГУП является коммерческой организацией, приобретение им в аренду нежилого помещения в целях применения Закона N 44-ФЗ может рассматриваться как направленное на обеспечение государственных нужд, а соответствующая закупка может быть осуществлена у единственного исполнителя на основании п. 32 ч. 1 ст.

Аренда земельного участка закупается по 44-фз

дней включается в реестр контрактов (ч. 1 ст.103 Закона № 44-ФЗ). В соответствии с п.5 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ учреждения культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением, государственные или муниципальные образовательные организации могут осуществлять закупки на сумму, не превышающую 400 тысяч руб.

Аренда земельного участка по 44-ФЗ имеет свои особенности, за разъяснениями необходимо обращаться к положениям самого Закона:

  • Согласно ст. 1, ч. 1, п. 3 заключать можно гражданско-правовой договор, предметом которого должна выступать недвижимость. Гражданский кодекс (ст. 130, п. 1) дает определение недвижимости – это строения и земельные участки, их части. Статья 130. Недвижимые и движимые вещи
  • В Земельном кодексе в 4-й главе устанавливаются основания для передачи во владение или собственность государственных, муниципальных участков. В ЗК, ст. 39.1, п. 1 говорится, что земля может быть передана по договору аренды, хотя существуют и другие виды соглашений. 
  • Заключать договор аренды без торгов следует, когда арендатором выступает собственник здания или сооружения, помещения, расположенного на земле, или лицо (исполнитель), которому объект недвижимости предоставлен для хозяйственного ведения или оперативного управления (ЗК, ст. 39.20) с целью восполнения муниципальных, государственных нужд. Статья 39.20. Особенности предоставления земельного участка, на котором расположены здание, сооружение
  • Согласно положениям ФЗ № 135 (26.07.06) «О защите конкуренции» (ст. 17.1, ч. 1−2) заключить договор аренды путем проведения аукциона или конкурса нельзя на имущество, которым следует распоряжаться в соответствии с Земельным кодексом.
  • В ЗК, ст. 39.2 указано, что предоставлять земельные участки могут государственные и муниципальные исполнительные органы, но в пределах своей компетенции, что должно соответствовать положениям ЗК, ст. 9−11.
  • Распоряжаться государственной землей может Россия, субъект РФ, орган местного самоуправления (ЗК, ст. 9−11, п. 2).

Детали контракта

Закупка товаров, работ или услуг, направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд должна осуществляться на основании законодательства РФ, которое способно регулировать гражданские отношения, в частности:

  • Конституции;
  • Гражданского кодекса;
  • Бюджетного кодекса;
  • федеральных законов.

Все нормы и права, указанные в законодательных актах по данному вопросу, должны находиться в согласии с основным Законом №44.

Нельзя применить положения Закона и заключить контракт на аренду земли в случае, когда:

  • Оказываются услуги международным финансовым организациям, которые созданы на основании международного договора, где одной из сторон является РФ.
  • Происходит закупка услуг для обеспечения лиц, которых охраняет и защищает государство согласно ФЗ №119 (20.08.04) и ФЗ №45 (20.04.95).
  • У государства есть план закупить драгоценные металлы или камни для пополнения Госфонда РФ.
  • Назначается адвокат для участия в гражданском или административном судопроизводстве, когда привлекается данный специалист для оказания юридической помощи гражданам на бесплатной основе.
  • Происходит закупка товаров и услуг (аренда земли) избирательной комиссией (участковой или территориальной, окружной), когда полномочия на нее возложены муниципальным образованием и законодательством РФ.

В соответствии с Законом, ст. 24, ч. 1 подрядчик или исполнитель по выполнению арендных отношений должен быть определен на конкурентной основе, если отношения не заключаются только с единственным поставщиком.

Форум о госзакупках и тендерах good-tender

Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которым без проведения конкурентных процедур может быть заключен договор энергоснабжения или договор купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.Вместе с тем такой подход представляется необоснованным. Необходимость возмещения арендатором затрат на оплату коммунальных услуг в отношении помещений, переданных в аренду, которые несет арендодатель, следует из п. 2 ст.

616 ГК РФ, согласно которому арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Иными словами, обязанность арендатора по возмещению арендодателю расходов на содержание имущества, переданного в аренду, основана непосредственно на законе.

Мнения и замечания от специалистов

У федеральных властей, которые непосредственно распоряжаются государственным имуществом, есть на этот счет свое мнение.

Министерство финансов и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обозначили свои позиции в отношении положений Закона в связи с постоянными вопросами, которые поступают от заказчиков (арендаторов земли):

  • В соответствие с ЗК, ст. 99.6, п. 2, пп. 9 следует предоставить заказчику землю без торгов. Последний должен иметь право на заключение договора аренды с исполнительным органом, который уполномочен предоставить участок (ФЗ №44, ст. 93, п. 1).
  • Согласно ФЗ №44, ст. 93, ч. 1, п. 6 для заключения договора аренды без торгов на участке должны располагаться строения, которые принадлежат заказчику. Сфера деятельности арендатора – это хозяйственное ведение или административное управление.
  • В других случаях возможна закупка аренды на конкурентной основе.
  • Когда предприятие, в том числе и унитарное, заключает договор на аренду государственной земли, то необходимо руководствоваться только положениями ФЗ №44.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ, данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ (далее — контракт). Соответственно, об обороте земельных участков речь не идет.

В ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2020 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», указано: «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения — сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

» Действие Закона № 101-ФЗ не распространяется на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с разрешенным использованием которых предусматриваются гаражное строительство, ведение личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом РФ.

Для получения полного доступа к порталу

Про-госзаказ.ру

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: